С 1 января 2024 коллекторским агентствам, МФО и банкам придется руководствоваться поправками к закону «О взыскании» -— Минюст давно планировал внести их в закон. 9 августа этого года они наконец заслужили одобрение правительственной комиссии. Новые правила взаимодействия кредиторов с должниками рассматривались с осени 2019, законопроект обсуждался дважды (последний раз — июнь 2020), но профильные ведомства договорились только к настоящему моменту.
1. Роботы начнут звонить по правилам
В последние годы кредиторы пользуются ИИ для напоминаний должникам о задолженностях. Но законодательно применение ИИ в этом качестве не регулировалось. В проекте появился специальный термин — теперь ПО, отправляющее голосовые сообщения, а также генерирующее и распознающее человеческую речь, официально называется «автоматизированным интеллектуальным агентом».
Согласно поправкам, звонящие клиентам роботы точно так же коммуницируют с неплательщиками, как взыскатели-люди. Для этих звонков вводится временной и частотный лимит. Также будут лимитированы послания, отправляемые в мессенджеры и социальные сети.
Взыскателей обязуют в начале коммуникации с должниками информировать их, что они говорят с роботом, и сообщить краткие данные об ИИ.
Раньше звонящие не спешили делиться этими данными, опасаясь, что клиент просто положит трубку. Президент НАПКА, «Главный коллектор страны», Эльман Мехтиев, считает, что информировать должника о том, что он говорил с ИИ, следует лишь в финале беседы.
Большинство российских должников отказывается вести беседы с роботами. Забавный факт: одно из коллекторских агентств сообщило, что 67% неплательщиков задолженностей, слыша в трубке женский голос ИИ, отвечали ему приглашением на свидание.
2. Как нововведения коснутся взыскателей
Изменения коснутся МФО и банков — на них теперь будет распространяться надзор ФССП. До 1 марта 2023 им вменяется в обязанность:
-
проинформировать судебных приставов, что они намерены взыскивать долги с физлиц;
-
приготовиться к проверке на наличие и рабочее состояние оборудования для коммуникации. Технические требования предполагают ведение текстовых и аудиозаписей разговоров с должниками.
После проверки ФССП внесет их в соответствующий реестр. А коллекторские организации получают профессиональный статус и должны добавлять к названиям характеристику «профессиональная».
В результате взыскателей, подконтрольных ФССП, станет более чем в 5 раз больше (было 400, станет 2200). Судебные приставы будут вправе лимитировать некоторые виды коммуникации с задолжавшими гражданами. Эльман Мехтиев утверждает, что эти изменения находят у участников рынка поддержку: они делают одно и то же, а надзор за ними почему-то разный. Теперь он будет единообразен и для микрокредитных, и для финансовых, и для коллекторских организаций.
Нововведения позволяют взыскателю и должнику активнее обмениваться информацией:
-
Должник сможет вообще отказать коллекторам в общении, уведомив компанию по e-mail.
-
Согласие неплательщиков и третьих лиц на коммуникацию будет можно получать дистанционно с КЭП или ЭП посредством Госуслуг.
-
Уведомлять должников разрешается, пользуясь Госуслугами и посылая лишь 2 уведомления в месяц.
-
Взыскатели вправе информировать неплательщиков, что их ждет при невозврате долга по закону, но лгать, что дело уже рассматривается судом, им запрещается («пугать судом» — распространенная практика, теперь она станет незаконной).
-
Взыскатели теперь не имеют права общаться с неплательщиками на кредитных каникулах.
-
Ранее кредиторы информировали должников о том, что их долг передан или продан коллекторским агентствам, в течение 30 р.д. Теперь этот срок уменьшен до 5 р.д.
-
Физлица вправе взаимодействовать со взыскателями исключительно через адвокатов, подтвердивших, что они готовы представлять интересы конкретных клиентов.
3. О помощи адвокатов и пресечении жестких методов «выбивания» задолженностей
Коммуникация через адвокатов облегчает положение людей с долгами. В данной ситуации юристы смогут помочь сторонам договориться.
Известны ситуации, когда, переписываясь с кредиторами, должники по незнанию ухудшали собственное положение с задолженностью. Комментарий члена АЮР Дмитрия Уварова: признать наличие долга — означает обнулить уже прошедшую часть срока исковой давности. С участием адвокатов людям это не грозит.
По мнению Евгении Лазаревой, руководящей проектом «За права заемщиков», в нашей стране сегодня достаточно и коллекторов, и МФО, пренебрегающих общими правилами взыскания задолженностей и пользующихся нелегальными и некорректными методами при общении с должниками.
Нововведения изменят эту ситуацию и избавят людей от злоупотреблений кредиторов и коллекторов — последние нередко вводят контролирующие органы в заблуждение — это не они передали данные в БКИ, и не они названивали должникам и их родным круглосуточно, доводя людей до нервных срывов. Теперь им не удастся откреститься от незаконных действий.